Нажать для увеличения

ПУБЛИЦИСТИКА

Новое лицо благотворительности

Моя свекровь от первого брака при социализме была директором образцово-показательного детского дома на Украине, и каждое лето я наблюдала её мужественную борьбу с советской экономикой. Продукты обычно пытались всучить похуже. И она - раскрасавица и депутат областного совета - самолично ездила в белой волге на продуктовые базы и копалась в горах овощей на завтрашний обед сиротам. На кулинарные изыски денег не хватало - она разбила фруктовый сад на территории детского дома; и весь коллектив мужественно занимался консервированием на зиму. Поддерживать уют было не на что; и мой свёкор, парторг оборонного завода, каждые выходные по команде жены приходил привинчивать отодранные подростками дверные ручки и чинить раскуроченные малышнёй песочницы.

Прохожие провожали детдомовцев жалостливыми взорами, но их судьбу полностью доверяли государству. В начале перестройки что-то изменилось, и на пороге кабинета свекрови появилась тётка в цветастом платке и килограмме бриллиантов, знаменитая местная целительница, протягивающая хозяйственную сумку полную денег. Деньги предназначались сироткам. Моя свекровь оббила десятки порогов, но не открыла финансового механизма перевода денег из хозяйственной сумки целительницы в бюджет детского дома. И тогда вышеописанные дамы на свой страх и риск наняли автобус и объехали магазины города, запасая вперёд чашки, игрушки, полотенца, свистульки, бантики, лекарства и прочие атрибуты взращивания человеческого потомства.

Время шло, но официальные отношения благотворителя и благотворимого не упрощались. В конце перестройки в одном из московских детских домов акция дарения разыгралась ещё более драматично. Некий бандит привёз ящик первосортной чёрной икры, и попросил, чтобы сирот накормили ею к ужину. Администрация замялась и поведала о бумажных сложностях легализации подарка. Даритель потребовал, чтобы всё было сделано немедленно "без базара и по понятиям". Администрация стала звонить начальству. Начальство - своему начальству. Бандита мотали переговорами три часа. Беднягу уделали так, что в финале он вошёл в кабинет к директору, достал пистолет и взмолился, что если сейчас уже икру не откроют на его глазах и не дадут деткам, то он начнёт стрелять. Администрация облегчённо вздохнула, лишившись выбора, и исполнила просьбу к всеобщему удовлетворению.

Бедные в России ненавидят богатых. Богатые в России были бы рады подкормить бедных, но налоговое законодательство не стимулирует этого.

- Я не новый русский, - сказал мне недавно знакомый бизнесмен, - Я новый "новый русский". Я не могу ездить в шикарном лимузине, когда вокруг голод и бедность, меня это ломает. Я хочу жить в этой стране, вложить в неё свои деньги, отстроить её для своих детей, а мне не дают.

Партизанские попытки отстраивания России я наблюдаю уже несколько лет. Один знакомый бизнесмен отдал проблемного ребёнка в обычный театральный кружок, и когда ребёнок преобразился, снял помещение, закупил дорогое театральное оборудование и запустил туда кружок. Грубо говоря, купил ребёнку комфортную среду.

Другой бизнесмен отметил, что в детском саду возле его офиса очень бледные дети, и начал ящиками засылать туда фрукты и сладости. Третий нашёл детский дом в глубинке и подкармливает его. Четвёртый содержит миниприют, в котором священник откачивает юных наркоманов. Пятый дарит на выпускные вечера детям погибших в Чечне военных выходные наряды. Шестой доплачивает преподавателям школы для особо одарённых детей. Седьмой профинансировал несколько изданий о сталинских лагерях. Восьмой носит деньги в школу для детей с болезнью дауна. Девятый дарит спецлитературу слепым.

Это только результаты моего телефонного опроса, и замечательным в нём является единодушие всех перечисленных выше по поводу сохранения их заслуг в тайне. Самое интересное, что разглашения фамилий они боятся не из скромности и не с точки зрения бдительности налоговой полиции. А потому, что "узнают, что помогаю, толпы придут, а где я столько возьму?" и потому, что "противно". Экзистенциальное "противно" относится к правительству и государству, не справляющемуся с обеспечением незащищённых и не способному создать механизмы поощрения благотворительности; к ближайшему окружению - "услышат, будут считать дураком"; к некоторым группам опекаемых взрослых - "хлеб дашь и масло дашь, так они сами даже намазать хлеб на масло не желают".

В странах с развитой экономикой благотворительность есть хороший тон и знак абсолютной состоятельности и уверенности человека в завтрашнем дне. Например, одна моя богатейшая родственница в европейской стране устроила благотворительную акцию в фонд сбора денег на суперсовременные ножные протезы другому российскому родственнику. Она напечатала в газете свадебную фотографию парня в инвалидной коляске со слезливым текстом о бедных русских и объявлением о распродаже сувениров, после чего расставила в гостиной своего шикарного дома "ложки-матрёшки" по умопомрачительным ценам. Полгорода явилось принять участие в судьбе нашего инвалида. Денег хватило на поездку парня с женой в самый престижный центр европейского протезирования, на коррекцию и обучение его ходьбе на искусственных ногах, управляемых пультом.

Правда вернувшись домой в Подмосковье парень забросил протезы, в которых скоро разладилась электроника, а чинить негде, и вернулся в скрипучую коляску и раздолбанный запорожец. Но город до сих пор вспоминает праздник благотворительности. Я спросила даму, почему она не купила протезы на собственные деньги. Она честно ответила, что столько денег ей было жалко, кроме того, теперь весь город считает её суперуспешной, и её бизнес пошёл в гору.

Она ставила спектакль о протезах в абсолютном согласии с окружающим миром. А наши новые "новые русские" занимаются благотворительностью вопреки отвращению к окружающему и иронии к самим себе, на одной только энергетике мессианства. То есть, среди нас уже появились люди осознанно считающие себя теневыми спасителями отечества. Как говорят американцы "хочу быть не частью проблемы, а частью решения".

Пока этих людей немного, но они уже находят друг друга, сбиваются в компании и клубы, иронизируют о создании масонских лож. Их объединяют не высокие заработки, а либеральные идеи и способность просчитывать реальность не на два, а на две ходов вперёд. Новый русский из анекдота медленно уступает место русскому аристократу-новоделу, знающему языки, умеющему носить смокинг, отвечать за сказанное и развлекаться более изысканно, чем с проститутками в бане.

Девять лет реформ это много. За эти годы даже у самого дремучего бандита подрос ребёнок, не истязаемый пионерской организацией, а активно возимый на запад. И даже самый распальцованный папаша взглянул на страну глазами этого ребёнка и прикинул, что с ней что-то надо делать.

За последние десять лет усилиями нас всех вместе взятых Россия прошла путь, на который у других стран ушли столетия. Реформы остановили сползание страны в пропасть, создали какую-никакую, а всё-таки работающую финансовую систему, изменили потребительский рынок от карточек до товарного изобилия. Но главный результат реформ, это появление новых людей, рассчитывающих не на пайку, распределяемую государством, а на самих себя. Рожающих детей не в надежде "государство прокормит", а с осознанием "я могу обеспечить достойную жизнь этому ребёнку." Сумевших создать своей семье европейский стандарт жизни в России, и начинающих потихоньку разгребать социальное пространство за стенами собственного дома.

Однако, ошибкой было бы думать, что благотворительность удел состоятельных людей. Поле её разнообразно и многоукладно. Тысячи людей финансово живущих "в край" ходят в детские дома и интернаты для престарелых, не зная слова "волонтёр" собирают старые вещи для других и навещают прикованных к постели, сажают деревья и цветы перед домами и безвозмездно моют собственные подъезды. Кто-то считает это глупостью, кто-то смеется им в лицо, а кто-то понимает, что так начинается национальное возрождение.

к списку статей
     АРХИВ
     НОВОСТИ
     ЛИЧНОЕ
     ПУБЛИЦИСТИКА
     ПОЛИТИКА
     ТВОРЧЕСТВО
     ENGLISH









Изготавливается инженерная доска из дуба, ореха, ясеня
   

 

 © Art  www